20 декабря 2024

Сензитивные периоды

Как развить потенциал ребенка в нужный момент?
Каждый ребенок развивается в уникальном темпе. Таланты, интересы, манера познавать мир — всё это индивидуально. Но в методе Монтессори существует важная концепция, объединяющая всех детей, — сензитивные периоды. Именно в эти фазы малыши особенно восприимчивы к определенным навыкам и осваивают их с удивительной легкостью.

Какие есть сензитивные периоды, и как мы их учитываем?
Существование сензитивных периодов было доказано нейробилогами еще в 20 веке. Хотя временные рамки могут колебаться, вот какие этапы развития дошкольников ученые выделяют чаще всего:
  • Развитие речи — 0−6 лет.
  • Развитие движений — 0−4 года.
  • Восприятие порядка — 1−3 года.
  • Развитие и утончение органов чувств — 0−6 лет.
  • Восприятие мелких деталей — 1−4 года.
  • Освоение социальных навыков — 3−6+ лет.
Эти особенности мы интегрируем в программу каждой возрастной группы в Montessori Hub:
  • Nido и Baby & Me (до 2 лет): Вместе с родителями малыши знакомятся с новой средой, педагогами и сверстниками. Основной акцент идет на формирование крупной моторики, уверенной ходьбы и готовности к самостоятельным занятиям.
  • Toddler (1,5−3 года): На этом этапе дети учатся независимости и много занимаются упражнениями практической жизни, чтобы развить мелкую моторику и концентрацию. Для них также важная организованная, упорядоченная среда и четкая последовательность действий.
  • Primary (3−6 лет): Главные задачи группы — социализация и освоение академических навыков для перехода в школу. Однако в этом возрасте дети все еще познают мир через органы чувств. Поэтому вместо традиционных уроков, работа в классе идет с помощью сенсорных материалов. Ребята изучают математику, язык, науку и творчество в интерактивном формате.

Почему смешанные возрастные группы — это преимущество?
Согласуясь с концепцией сензитивных периодов, в Монтессори классе дети объединяются по этапам развития: 1.5−3 года и 3−6 лет. Такой подход создает естественную среду для обмена знаниями: новички наблюдают за старшими ребятами, перенимают их навыки и учатся работать с материалами, а старшие закрепляют свои знания, помогая младшим и развивая лидерские качества.

Несколько лет в группе позволяют ребенку пройти все этапы — от малыша, осваивающего переливание и пересыпание, до наставника, который может показать примеры на умножение и деление. Дети раскрывают свой потенциал, пробуя различные социальные роли, что формирует ответственность и уверенность в себе.

В Montessori Hub мы создаем среду, где каждый ребенок растет в гармонии с собой и окружающим миром, находя радость в обучении!
Предыдущий пост
Как позитивная дисциплина помогает детям?
И как применять эти принципы на практике?